Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

гербарт иоганн фридрих

Энциклопедический словарь

Ге́рбарт Иоганн Фридрих - Хербарт (Herbart) (1776-1841), немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике XIX в. Представитель плюрализма: в основе мира - множество неизменных «реалов». Попытался построить психологию как систематическую науку, основанную на метафизике, опыте и математике. Выдвинул концепцию 4 ступеней (принципов) обучения (ясность, ассоциация, система, метод). Основоположник так называемой формальной эстетики (источник прекрасного - симметрия, пропорции, ритм и т. п.).

* * *

ГЕРБАРТ Иоганн Фридрих - ГЕ́РБАРТ (Хербарт) (Herbart) Иоганн Фридрих (1776-1841), немецкий философ, психолог и педагог, основатель школы в немецкой педагогике 19 в. Представитель плюрализма (см. ПЛЮРАЛИЗМ (в политике)): в основе мира - множество неизменных «реалов». Попытался построить психологию как систематическую науку, основанную на метафизике, опыте и математике. Выдвинул концепцию 4 ступеней (принципов) обучения (ясность, ассоциация, система, метод). Основоположник т. н. формальной эстетики (источник прекрасного - симметрия, пропорции, ритм и т. п.).

Энциклопедия Кольера

ГЕРБАРТ Иоганн Фридрих (Herbart, Johann Friedrich) (1776-1841), немецкий философ и педагог, считающийся одним из основателей современной педагогики. Родился в Ольденбурге 4 мая 1776. В Йенском университете в 1794 учился у И.Г.Фихте, а в Интерлакене в Швейцарии, где ему довелось служить наставником в 1797-1800, встретил реформатора системы образования И.Г.Песталоцци. С 1805 Гербарт - экстраординарный профессор Геттингенского университета. В 1808 по рекомендации Александра фон Гумбольдта - натуралиста, путешественника и государственного деятеля - он занял кафедру педагогики и философии в Кенигсберге (вслед за И.Кантом). В Кенигсберге Гербарт оставался 24 года, пока не вернулся в 1833 в качестве профессора философии в Геттинген. Умер Гербарт в Кенигсберге 14 августа 1841. Взгляды Гербарта интересны тем, что, разработав теорию идей, иначе говоря, философию в духе Лейбница и Канта (основное ее понятие - "реал" - соединяет идею вещи в себе и идею монады), он затем принялся за разработку теории обучения идеям, т.е. педагогики. Как философия, так и педагогика Гербарта оказали значительное влияние на последующее развитие этих дисциплин. В психологии получило известность предложенное им понятие "массы апперцепции". Влияние Гербарта на систему высшего образования ощущалось в Австрии и в США вплоть до появления работ Д.Дьюи, где оно нашло выражение в подчеркивании значимости литературы и истории во времена, когда главным считалось изучение античных авторов и математики. Согласно методу обучения Гербарта, новые идеи следует преподносить таким образом, чтобы ученик ясно видел их связь с уже известными ему идеями. Известны т.н. 4 ступени обучения по Гербарту: ясность (или презентация), ассоциация, система (или обобщение), метод (или применение). Многочисленные труды мыслителя были опубликованы в 12 томах в 1850. Среди них наиболее известны: Психология как знание, вновь основанное на опыте, метафизике и математике (Psychologie als Wissenschaft, neu gegrndet auf Erfahrung, Metaphysik, und Mathematik, 1824-1825); Идея Песталоцци об алфавите восприятия (Pestalozzis Idee eines ABC der Anschauung, 1802); Всеобщая педагогика (Allgemeine Pdagogik, 1806).

ЛИТЕРАТУРА

Гербарт И.Ф. Психология. СПб, 1875 Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения, т. 1. М., 1940

Полезные сервисы